Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Уже писала о быте и идеологии шляхты времен Речи Посполитой на примере жизни и поступков ревнителя польской старины князя Карла Радзивилла (Пане Коханку) . Статьи вызвали небольшой интерес, к моему глубокому сожалению. Мы привыкли относиться к полякам как к европейскому народу средней руки, не особенно интересному.

А между тем история этого народа буквально лет 300 — 400 назад была просто захватывающей, а люди, эту историю делавшие — это совсем не те поляки, которых мы наблюдаем сегодня.

Разница не только в исторических декорациях, но и, скажем так, в темпераменте и происхождении.

Многие у нас интересуются личностями французской, английской, итальянской истории прошлых веков, потому что там есть живость событий, оригинальность характеров и человечность поступков. Так вот совершенно не меньше интересных персонажей можно найти и в польской старине, стоит только присмотреться повнимательнее, а уж широтой и размахом характеров они точно дадут фору любому европейскому современнику.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

После всех чисток сперва царского, а потом и советского периодов, потомки шляхты были или большей частью уничтожены, или перебрались в более безопасные, чем их историческая родина места. А то вялое население, которое мы наблюдаем сегодня, по большей части потомки забитых польских крестьян, бывших веками безмолвной рабочей силой, и не имевших непосредственного отношения к тем, кто творил историю этой страны.

Нет, я понимаю, что историю творят народные массы, и прочее, но мало где было такое глубокое различие между правящим классом и этими самыми массами, как в Речи Посполитой.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Здесь мы подходим к самому главному — идеологии шляхты, которая нашла отражение и во внутреннем устройстве польского государства, и в искусстве польских художников 16-18 веков, которому посвящен этот очерк.
Идеология эта носит название сарматизм .

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Свои исключительные права и свободы (на которых я останавливалась в прошлых постах, и повторяться не буду), польская шляхта обосновывала иным происхождением, чем окружающие славянские народы.
Она возводила себя напрямую к древним кочевникам — сарматам, когда-то завоевавшим местные территории.
Считая, что именно от них унаследовала врожденные качества, ставящие ее выше всех остальных — любовь к свободе, гостеприимство, веселый нрав, храбрость и мужество.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Толчок идеологии сарматизма дал видный польский историк Ян Длугош (1415 — 1480), автор Истории Польши в 12 томах .Поляки у Длугоша это нация сплошных героев, а вся история Польши – беспрерывный акт героизма.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Мысль понравилась, и была закреплена астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457—1523) . Широкую известность получил его Т рактат О двух Сарматиях (1517) , который выдержал 14 изданий в Польше в 16 веке. В этом эпическом труд, в частности, обозначалось и обосновывалось глобальное отличие потомков доблестных благородных сарматов — поляков, от потомков варварского народа скифов — московитов.

Народы были соседские, но отношения как то веками все не складывались. )

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Окончательно сарматизм оформился в произведениях Михаила Бельского Хроника всего мира (1551), и Об происхождении и истории поляков М. Кромера.

Т.е. к середине 16 века под идею была подведена прочная историческая основа. Практически целая наука!)

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Шляхтичи были убеждены, что создали самое лучшее в мире политическое устройство, сочетающее в себе все плюсы как монархии, так и республики.
Они считали, что живут в самой богатой в мире стране, ибо и действительно, в тот период ресурсы зерна, скота и древесины в Польше были огромны. Она кормила хлебом и мясом всю тогдашнюю Западную Европу.
А разве мог Бог наградить лучшими землями, большой ответственностью и лучшим государственным устройством не самых лучших своих сыновей.
Правильно — делался логичный вывод, что именно польская шляхта — это самые лучшие, сильные и умные в мире люди.
Отсюда — сопротивление любым реформам (зачем менять уже данные Богом совершенные порядки?), отсюда же и вошедшее в пословицы многих окрестных народов характерное высокомерное отношение ко всем, кто к шляхте не относился.
К примеру, в 17 веке, в эпоху Смутного времени, шляха сравнивала себя с доблестными конкистодорами, а московитов — с краснокожими, чье численное превосходство не может быть помехой их покорению.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Здесь надо еще раз акцентировать, что и польский крестьянин ( а не только литовский или украинский) был для польского шляхтича быдлом. потому как шляхтич — сармат, а крестьянин — славянин, который позволил себя завоевать. И пропасть была между ними. (Здесь имело место явление, позже обозначенное историками как сословный расизм ).

Убеждения шляхты нашли отражение в том числе в таком интересном художественном явлении, как сарматский портрет.

Сарматский портрет — это парадный вид шляхетского портрета эпохи Речи Посполитой. На нем мы видим суровых воинов, иногда со специально несколько искаженными чертами — ибо смазливость лица не есть главное достоинство мужчины.

Портреты эти были введены в оборот при короле Стефане Батории, в 1576 году. Они свидетельствовали прежде всего о благородстве изображенного.

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

В те времена фамильные портреты были почти как документы, обязательны к предъявлению для подтверждения качественности происхождения человека. Во дворцах знати под портретные галереи отводились специальные залы.

Нельзя сказать, что польская аристократия пренебрегала современной ей гламурного вида европейской портретной живописью — с розовыми щечками, цветочками и кудряшками. Но именно сарматский портрет выступал как главный и официальный вид изображения человека.

Существовали четкие правила изображения на портрете сарматского типа :
— на изображаемом всегда национальная одежда типа кафтана (кунтуш или жупан),
— чаще всего эта одежда или ее элементы красного цвета,
— на голове волосы острижены максимально коротко.
— на лице обязательны длинные усы,
— широкий кушак,
— на поясе обязательна сабля.
остальные детали могли меняться в зависимости от времени и места написания портрета.

Шляхетское сословие было очень большим по численности, и портретов такого типа, соответственно, сохранилось великое множество.

В посте представлены наиболее характерные и известные, просто потому. что в интернете их можно найти более высокого качества, чем портреты редкие.

Комментарии закрыты.