Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария. Как наши предки обижали иностранцев в 17 веке.

В 17 веке, накануне реформ Петра 1, но уже при воцарении династии Романовых, три раза Московское царство посетил по разным делам ученый придворный шлезвиг-голштинского герцога Фридриха 3 Адам Олеарий — человек очень начитанны, высокообразованный, знающий несколько иностранных языков, среди которых был русский.

Герцог Фридрих 3, не знал, к сожалению, что является пращуром будущей российской императрицы Екатерины 2, однако именно при его дворе, силами Олеария было составлено одно из лучших и подробнейших описаний Московии, которые когда-либо вообще были сделаны.

Во многом именно благодаря книге Олеария нам известно как выглядела наша страна при первых Романовых. И тем поразительнее будут изменения в ней, менее чем через 100 лет не оставившие от этого тяжеловесного, византийского и средневекого мира буквально камня на камне.

Книга сопровождалась многочисленными гравюрами, которые были по возвращению на родину сделаны немецкими граверами по рисункам самого Олеария.

Я приведу ниже цитаты из книги Адама Олеария Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию, делая акцент на бытовых деталях жизни Московского царства. Что то для нас узнаваемо, а что то разбивает наши стереотипные, увы, представления о нашем же прошлом.

Книга большая, и цель моя — не сколько сформировать у вас о ней окончательное впечатление — сколько побудить найти и лично ознакомиться, если кто то еще не сделал это раньше.

Это картина той точки отсчета, от которой всего через несколько десятков лет Петр 1 начал строить новое общество и государство. При всей нелюбви к его методам нельзя не признать подвигом его жизнь и деятельность.

Внешние данные.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

. Мужчины у русских, большею частью, рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами.

Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом.

. Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску.

Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

. Русские вовсе не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты заниматься ими.

Поэтому они остаются невеждами и грубыми людьми.

. Хотя они и любят и ценят врачей и их искусство, но, тем не менее, не желают допустить, чтобы применялись и обсуждались такие общеупотребительные в Германии и других местах средства для лучшего изучения врачевания, как анатомирование человеческих трупов и скелеты; ко всему этому русские относятся с величайшим отвращением.

. ..Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего. А если кто их желает обмануть, то у такого человека должны быть хорошие мозги.

Так как они избегают правды и любят прибегать ко лжи и к тому же крайне подозрительны, то они сами очень редко верят кому-либо; того, кто их сможет обмануть, они хвалят и считают мастером.

. Все они, в особенности же те, кто счастьем и богатством, должностями или почестями возвышаются над положением простонародья, очень высокомерны и горды, чего они, по отношению к чужим, не скрывают, но открыто показывают своим выражением лица, своими словами и поступками.

Подобно тому, как они не придают никакого значения иностранцу сравнительно с людьми собственной своей страны, так же точно полагают они, что ни один государь в мире не может равняться с их главою своим богатством, властью, величием, знатностью и достоинствами.

. .. Даже знатнейшие из русских в письмах своих к иностранцам пользуются довольно жесткими и неуважительными словами, но зато допускают, чтобы мы отвечали тем же и писали им в том же роде.

Мы, тем не менее, видели некоторых из них, хотя и немногих, которые обращались с нами очень вежливо и доброжелательно.

Говорят, что раньше они были еще невежливее, но несколько исправились вследствие общения и сношений с иностранцами.

. Они вообще весьма бранчивый народ и наскакивают друг на друга с неистовыми и суровыми словами, точно псы.

На улицах постоянно приходится видеть подобного рода ссоры и бабьи передряги, причем они ведутся так рьяно, что с непривычки думаешь, что они сейчас вцепятся друг другу в волосы.

Однако до побоев дело доходит весьма редко, а если уже дело зашло так далеко, то они дерутся кулачным боем и изо всех сил бьют друг друга в бока и в срамные части.

. При вспышках гнева и при ругани. у них употребительны многие постыдные, гнусные слова и насмешки, которые я — если бы того не требовало историческое повествование — никогда не сообщил бы целомудренным ушам.

Говорят их не только взрослые и старые, но и малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни отца, ни мать, уже имеют на устах это: “.б. т… м. ть” и говорят это родителям дети, а дети родителям.

. Не очень интересуются достопамятными событиями и историею отцов и дедов своих и вовсе не стремятся к знакомству с качествами чужих наций, в сходбищах их ни о чем подобном и не приходится слышать.

Большею частью их разговоры направлены в ту сторону, куда устремляют их природа и низменный образ жизни: говорят они о разврате, о гнусных пороках, о неприличностях и безнравственных поступках, частью ими самими, частью другими совершенных.

. Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания; до того все это обыденно.

. Женщины не считают для себя стыдом напиваться и падать рядом с мужчинами.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

. Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень.

Поэтому большинство лучших лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики их лежат и спят перед лавками.

В то же время, из-за полуденного отдыха, нельзя говорить ни с кем из вельмож и купцов.

. ..Величайший знак почета и дружбы, ими оказываемый гостю на пиршестве или во время отдельных визитов и посещений, в доказательство того, как ему рады и как он был мил и приятен, — заключается, по их мнению, в следующем: после угощения русский велит своей жене, пышно-одетой, выйти к гостю и, пригубив чарку водки, собственноручно подать ее гостю. Иногда — в знак особого расположения к гостю — при этом разрешается поцеловать ее в уста.

Здоровье и диета.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

. В России вообще народ здоровый и долговечный.

Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок.

.. .Не привычны они и к нежным кушаньям и лакомствам. Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой.

Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошие баранина, говядина и свинина, но так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся.

Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо.

Рецепт при похмелье.

Портреты российской жизни в изложении Адама Олеария

. Русские умеют также приготовлять особую пищу на то время, когда они “с похмелья” или чувствуют себя нехорошо.

Они разрезают жареную баранину, когда та остыла, в небольшие ломтики, вроде игральных костей, но только тоньше и шире их, смешивают их со столь же мелко нарезанными огурцами и перцем, вливают сюда смесь уксусу и огуречного рассола в равных долях и едят это кушанье ложками. После этого вновь с охотою можно пить. ..

Последний рецепт привожу как опыт предыдущих поколений, который вдруг кому-то пригодится)

Нельзя сказать, что Олеарий как то особо негативно относился к людям, которых описывал. впечатление, что большая часть не особенно лестных отзывов была им получена от иностранцев, которые волею судьбы попали в Московию и застряли там, скучая по родине и раздражаясь всему местному. Однако нельзя не признать и справедливость некоторых наблюдений — прежде всего потому, что они актуальны и сегодня, к сожалению.

Комментарии закрыты.