Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора. О людях с собачьими головами.

Странен и фантастичен был мир, окружающий средневекового человека.
Сказка в нем переплеталась с жизнью так тесно, что практически незаметна порой была разделявшая их грань.
Феи, русалки, единороги, добрые и злые духи — все это было реальностью.
Реальны были многочисленные чудеса, пронизывающие человеческую жизнь и воспринимавшиеся как нечто естественное, само собой миру присущее, ибо на всем виделась печать руки Божией, для которого, как известно, ничего невозможного нет.

Средневековые хроники изобилуют описаниями подробностей встреч с необычными существами, и эти рассказы приводятся в них не как фольклор, а как официально подтвержденные факты.
Если мир рядом был таинственен и загадочен — то далекие земли, находящиеся за горизонтом, и вовсе представлялись заколдованными и населенными необычными существами.
И среди всех этих существ, особое место занимает удивительный народ с собачьими головами, в существовании которого на протяжении столетий не было сомнений .

Здесь, естественно, первым в голову приходит древнеегипетсткий бог Анубис — с головой шакала, чьи изображения широко известны последние несколько тысяч лет.
Однако древние египтяне не были оригинальны, сочетав человеческое тело с головой пса. Подобные божества встречались и у древних шумеров. Но здесь речь идет о богах — они могли иметь любые формы .

Однако же с глубокой древности многие авторитетные писатели рассказывали о народе с песьими головами, нисколько не ставя под сомнение его реальность.
Подобные предания были у греков, римлян,индийцев, персов, китайцев, египтян, африканских народов, славян.
Общее у всех этих рассказов одно — псоголовый народ обитал в далях дальних , куда простой человек никогда в жизни не попадет. Но вот путешественники, опасных приключений в пути не боящиеся — своими глазами видели и клятвенно подтверждали.

Греки.
Ктесий Книдский , в 4 веке до н.э. впервые подробно описал этот народ, поселив его в Индии. Были указаны многие любопытные детали: численность — 120 тысяч; быт — живут в пещерах, одеваются в выделанные шкуры; подробности семейные — приносят потомство раз в жизни и рождаются седыми; особенности питания — мясо и плоды одного индийского дерева; даже взаимоотношения с соседями — берут с индийского царя ежегодную огромную дань оружием, которое неизвестно куда девают.
Геродот , неоднократно совершавший путешествия по Африке, описывая Тунис сообщает . там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, собакоголовые люди .
Мегасфен , будучи в Индии послом, и посвятив ей 23-томник Индика, тоже вполне подтверждает информацию о дивном народе.

Римляне.
Гай Плиний Секунд , в Естественной истории пишет опять про Индию . В многочисленных горах там обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц.

Из христианских авторов.
Аврелиан Августин в работе О граде Божием задается вопросом . А что сказать о кинокефалах, собачья голова которых и лай скорее выдают их за животных чем за людей?. . И допускает, что точно так же, как Бог способен породить отдельных уродов среди живущих людей, он способен произвести и целые чудовищные народы.

Иоанн Плано Карпини , францисканский монах 13 века, посетивший с дипломатической миссией монголов; святой Исидор Севильский , автор Этимологии — первой энциклопедии христианского мира; Гонорий Августодонский , теолог и энциклопедист 12 века; путешественники Журден Северак и Одорико Порденоне.. . не говоря уже о более позднем Марко Пол о — и многие другие авторитеты пишут о народе с песьими головами, проживающем на краю мира.
Уверенность в истинности его существования была абсолютной.

Портрет святого Христофора

Согласно средневековым взглядам, опиравшимся на учение Церкви, все живые существа принадлежали к одной из 3-х категорий — люди, животные и духи , которые в свою очередь, делились на посланников Бога и посланников Ада.
Соответственно, в зависимости от того, к какому разряду существо относили — и зависело дальнейшее взаимодействие с ним.
Вопрос о природе собакоголовых людей — в разрезе что это за создания и как с ними общаться? не давал покоя многим средневековым мыслителям.

Были даны подробные описания этих существ — их свойств, характера, обычаев, образа жизни. Эти создания выглядели как люди — за исключением голов.

Вопрос, который волновал многих в средние века — есть ли у них человеческая душа?

Если миссионер встретит такое существо — должен ли он ему проповедовать слово Божие? Ведь если человеческая душа заключена в странном теле — ее нельзя оставлять без проповеди.

Но проповедовать животным — не имеет смысла.

Портрет святого Христофора

В 9 веке ведущий ученый того времени Ратрамус , когда спросили его мнения на этот счет, ответил интересным письмом Посланием о собакоголовых.
В нем он излагает свое убеждение в том, что собакоголовые — испорченная ветвь рода Адамова (то есть иная форма людей) и как таковые они могут причаститься вечного спасения на том же основании, что и все остальные. Письмо это позже было объявлено ересью,
но споры не утихали.
Единства во взглядах на вопрос не было. Страсти в свое время по поводу душ собакоголовых людей разгорались нешуточные: л юди или звери? можно им проповедовать или нет?

Портрет святого Христофора

За звериную натуру ратовали те, кто указывал на свирепую натуру этих существ, их каннибализм и неистовый нрав. Их души — полностью поглощены животными вожделениями — считала одна часть теологов.

Другая часть, как мы уже знаем — не соглашалась, указывая на то, что они живут в деревнях, обрабатывают землю, держат домашних животных и носят одежду, что указывает на их благопристойность и способность судить о приличном и неприличном. Моральные существа, живущие в обществе и управляемые законом — это люди, хоть и другого вида.

Портрет святого Христофора

В целом же западная церковь склонялась к тому, чтобы заклеймить их как еретиков.
Особенно популярны были взгляды об антихристианской направленности собакоголовых в эпоху крестовых походов и войн с мусульманами, которых иногда к этим собакоголовым и приравнивали.

Портрет святого Христофора

На востоке терпимости было больше.
Псалтырь Теодора 11 века, описывает Христа проповедующим собакоголовым людям, которые внимательно его слушают. Армянское Евангелие 13 века содержит сцену, в которой Христос несет слово Божье народу псоглавцев.

Византийские легенды упоминают миссионеров, отправлявшихся в земли, где жили псоглавцы, с целью обратить их, хотя нет сообщений об успешности этих попыток.

По мере расширения границ познанного мира, ареал распространения удивительного народа отодвигался все дальше. Европейские путешественники, попадая на восток, узнавали, что восточные жители считают зоной обитания псоголовцев запад.

Потом их искали в Америке — особенно перспективной считалась Южная.
В итоге — постепенно пришло понимание, что такого народа нет.

Но здесь имеется один нюанс.
Народа -нет, но имеется святой к этому народу принадлежащий. И как здесь быть прикажете?

Речь идет о святом Христофоре .

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Портрет святого Христофора

Он был — из племени песьеголовых . В 248 году, во время боя в Северной Африке ( по другим источникам — в Палестине), его пленили римские легионеры. Как и все соплеменники он был 5 метров ростом и отличался огромной силой.
В Христа он поверил, согласно преданиям, поразившись его силе. Как это произошло — предания разнятся.

По одной версии — до того, как стать святым, он в одиночку держал в ужасе все окрестности, поскольку был разбойником. Подчиняться кому-либо он отказывался, гордясь своей силой — и говорил, что подчинится только тому, кто сильнее.

Выяснив, что нет на свете никого ужаснее дьявола — он стал было поклоняться ему.

Однако узнал, что дьявол бежит от Христа. Соответственно — стал христианином.

Другая версия гласит, что разбойник пытался перенести через реку Христа, но тот был очень тяжелым и сказал, что несет на себе тяжести всего мира — соответственно, убедил песьеголового собеседника, что могущественнее Его нет никого в мире.

Так или иначе, поверив — разбойник крестился под именем Христофор и занялся проповедью. Здесь он показал высокие результаты, обратив в христианство 50 000 язычников.
Кроме того, как говорят, он помог Георгию Победоносцу победить змия.
Такая успешная деятельность не понравилась тогдашнему императору. Он отправил к Христофору сперва 200 солдат (все послушав его приняли христианство), потом — 2-х блудниц ( послушав его — приняли христианство), потом всех вместе казнил.

В итоге — Христофор стал святым, и когда оказалось, что песьеголовые не существуют, стало не очень понятно — с ним-то как быть??)

Католическая церковь понизила его в ранге до уровня месточтимых святых.

В православии Синод в 1722 году запретил изображать святого на иконах с собачьей головой , т.к. это противно естеству, истории и самой истине. За основу была взята греческая версия о красивом юноше, которого Бог обезобразил по его просьбе, т.к. сильно надоедали женщины.

Теперь на православных иконах св.

Христофор — писаный красавец.

Портрет святого Христофора

И только старообрядцы — по прежнему почитают его в прежнем облике.

Такая вот история о народе, существовавшем больше тысячи лет исключительно в человеческом воображении открылась при изучении странного изображения на иконе.

Комментарии закрыты.