Добрый день
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Монголы или татары? Сторонникам фантазии; монголов не было; посвящается

Монголы или татары? Сторонникам фантазии «монголов не было» посвящается

Существуют две довольно большие группы «отрицателей монголов», первая из которых отказывает им в праве на существование, потому что слово «монгол» не употребляется в русских летописях (знаменитый труд Плано Карпини «История Монгалов, именуемых нами Татарами» (Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus) объявляется ими, естественно, фальшивкой), а вторые отрицают существование монголов, заявляя о существовании неких «моголов», которые, опять же по их версии, были чуть ли не славянами (ну и дальше идет их любимая «игра в слова» на тему «Орда — Орден» и «Батый — Батя»).

А что говорят о соотношении терминов «монголы» и «татары» средневековые и (подчеркну) не европейские (и, соответственно, не русские) источники?

«Монгал».

Впервые термин mongol появляется на страницах двух китайских хроник: в «Цзю Тан шу» («Старая история [династии] Тан»), которая была закончена в 945 году, в форме «мэнъу» и в «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан»), которая была закончена в 1060 году, в форме «мэнва». В них этими терминами обозначается одно из девяти (в «Цзю Тан шу») и двадцати (в «Синь Тан шу») «племен шивэй», конфедерации этнических групп, проживавших на территории современной Маньчжурии.

Как считают специалисты, мэнъу передает (транскрибирует) оригинальное mongut или mongul, а мэнва представляет собой всего лишь транскрипцию monga с утратой конечного «l» («mongal»).

Монголы или татары? Сторонникам фантазии; монголов не было; посвящается

«Да мэнгу го».

В XI и XII веках (до появления Чингисхана) китайские источники используют еще ряд созвучных транскрипций. В частности, Е Лунли в «Цидань го чжи» («Истории государства киданей»), созданной в 1180 году, упоминает о некоем «племени» мэнгу и владении Мэнгули, на юге от которого, «на расстоянии более четырех тысяч ли», находится Верхняя столица киданей. А сунский ученый Ли Синьчуань в сочинении «Цзяньянь илай чаое цзацз» («Различные официальные и неофициальные записи о [событиях] периода правления Цзяньянь») писал:

Уже в начале XII века (1135 — 1147 годы) китайские источники сообщают о войнах Цзинь с «мэнгусы» и «мэнгу», в результате которых первые были вынуждены уступить последним 27 укреплений и согласиться на ежегодную выплату им дани оленями, овцами, рисом, бобами и шелковыми тканями, а правитель «варваров» Аоло-боцзиле был признан «государем государства Мэнфу» (мэнфу го чжу).

В 1211 году уже Чингисхан создает государство, которое китайские источники называют «да менгу го» (владение великих монголов). Все тот же Ли Синьчуань пишет:

«Татары присвоили их имя».

В это же время рядом с «монголами» появляются «татары», и происходит любопытное заимствование. Еще один сунский автор, Хуан Дунфа, пишет:

Монголы или татары? Сторонникам фантазии; монголов не было; посвящается

Об этом же «заимствовании» писал и южносунский посол Чжао Сун, встречавшийся с наместником Чингисхана в Северном Китае Мухали. Он же указывал и на его причину:

О том, что «татары» стали «монголами» пишет и Рашид ад-Дин в своем труде (цитата будет ниже).

Термин «монгол» в официальных источниках Монгольской империи появляется в 1246 году — на печати Гуюк-хана: специалисты считают, что китайское «да менгу го» (владение великих монголов) является эквивалентом термина «yeke mongol ulus», использовавшегося на ней.

«Все они. называют себя монголами».

По мере роста могущества Монгольской империи и славы ее оружия тенденция «заимствования» только усилилась: «монголами» охотно становились все, кто хотел отхватить свой кусок от огромного «пирога». Об этом, в частности, пишет Рашид ад-Дин, упоминая среди многих и татар:

Монголы или татары? Сторонникам фантазии; монголов не было; посвящается

И, надо сказать, что властители Монгольской империи были совершенно не против: от новых «монголов» требовалось только доказать верность и готовность умереть во имя старших «братьев».

Поэтому сегодня термин «монгол» применительно к Средним векам считается специалистами не этнонимом (названием этнической группы), а политонимом (названием, объединяющим граждан одного государства). И «татары» были всего лишь одним этносом, вошедшим в состав многонациональной Монгольской империи.

Вместо эпилога:

Ну и чтобы было совсем проще понять разницу между «монголы» и «татары», вспомните (кто помнит, конечно) знаменитую новую историческую, социальную и интернациональную общность людей — «советский народ». Как объявил Н. Хрущев на XXII съезде КПСС (1961), эта общность имеет

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост.

Спасибо!

Комментарии закрыты.